Философскому факультету – 60 лет

Лаборатория метафизических исследований

Итог 60-летней работы философского факультета — это прежде всего его сейчас творящаяся история, определяющая его современность и устремленность в будущее, его открытость судьбе. Одна из актуальных реалий философского факультета 2000 года — Лаборатория метафизических исследований (ЛМИ), образованная в 1996 году группой студентов и преподавателей на базе научного отдела философского факультета.

За столь недолгий срок «метловцы» (самоназвание сотрудников ЛМИ) смогли добиться действительно многого. Достигнута главная цель — признание Метафизической Лаборатории нашим философским сообществом. Мало кто из причастных ныне к академической философии не сталкивался ни разу за последние 4 года с бурной деятельностью Лаборатории, будь то в форме проведения конференций и открытых семинаров либо издания альманаха «Метафизические исследования», либо новых переводов текстов известных зарубежных философов. Штат Лаборатории метафизических исследований постоянно пополняется за счет молодых, жаждущих активной философской практики студентов и аспирантов.

«Быть-в-МетЛе», работать в ней нелегко. Существование в Лаборатории требует самостоятельности во всем, начиная, естественно, от собственно философской работы и заканчивая хозяйственными навыками и владением компьютерными издательскими и дизайнерскими программами. Вот почему деятельность ЛМИ полезна во всех смыслах этого слова.

Во-первых, умело сочетая официальность с неформальностью, МетЛа (а скорее, ее регулярно проводящиеся открытые семинары) действительно предоставляет редкую возможность для встречи разных имеющих отношение к философии людей (скажем, философов и интересующихся философией, молодых и убеленных сединами, академиков и маргиналов). В программе семинаров 1998—2000 гг. мэтры (Торчинов, Светлов, Черняков) соседствовали с представителями новых течений мысли (Скидан, Шифрин). С октября 2000 года по инициативе сотрудников ЛМИ Д.Разеева и Ю.Орловой начал действовать новый еженедельный открытый семинар ««Бытие и время» М.Хайдеггера», вход на который, естественно, открыт для всех желающих.

Во-вторых, за неполных 5 лет существования Лаборатории ее издательская деятельность сумела развиться до почти невероятных (в современных российских условиях) масштабов. После выхода в свет 13-го (тема: «Искусство») и 14-го (тема: «Статус иного») номеров «Метафизических исследований» (с полиграфическим исполнением высокого качества и современным художественным оформлением) можно утверждать, что альманах этот, издаваемый ЛМИ при содействии издательства «Алетейя», занимает одно из первых мест среди современных русских научных журналов уже не только по актуальности содержания, но и по презентабельности облика. «Метафизические исследования» — любимое детище «метловцев», существующее почти столько же, сколько сама Лаборатория, служащее к тому же важнейшим формообразующим, цементирующим моментом деятельности ЛМИ. Ибо над подготовкой следующего номера (которая начинается задолго до выхода номеров предыдущих) работают почти все сотрудники Лаборатории, каждый посильно помогая книге преодолеть путь от зародыша плодотворной идеи к рукам акушера-типографа. Подобным демократическим со-творчеством вообще характеризуется работа Лаборатории.

В сотрудничестве с вышеупомянутым издательством «Алетейя» ЛМИ продолжает выпуск серии переводных изданий — в качестве приложения к «Метафизическим исследованиям». Уже вышли в свет ранее неизвестные на русском языке «Положение об основании» М.Хайдеггера (перевод О.Коваль), «Марсель Пруст и знаки» Ж.Делеза (перевод Е.Г.Соколова), «О происхождении нравственного познания» Ф.Брентано (перевод А.Анипко), «Прагматизм» Ч.Пирса (перевод В.Кирющенко). Кроме того, недавно Лаборатория метафизических исследований вместе с Санкт-Петербургским философским обществом начала самостоятельную издательскую деятельность, выпустив в серии «Горизонты феноменологии» «Диалектическую этику Платона» Г.Г.Гадамера (в переводе О.Коваль) — работу, ранее также на русский язык не переводившуюся, а также «Теософию» Я.Беме (перевод С.В.Волжина). В ближайших планах издательства — переиздание работы О.Конта «Дух позитивной философии».

Лабораторию метафизических исследований можно было бы переименовать в «Цех философов» (так первоначально условно назывался цикл семинаров, проводимых ЛМИ) — по аналогии с «Цехом поэтов» Николая Гумилева. От сурового конкистадора Серебряного века метловцы переняли отношение к творчеству как к прежде всего ремеслу: путь к «высокому косноязычью» прокладывается через терпение и труд. Их строгая аскеза служит примером нашему философскому сообществу, а их относительная успешность звучит — для многих — предвестием будущего благоденствия философа на Руси.

Антон Слюсаренко