Зимовье психологов

Психологическая школа в лесу

В программе Зимней психологической школы для студентов, развернувшей свою работу на университетской базе отдыха в дни студенческих каникул, было всего три дискотеки, а “свободное время” начиналось не раньше десяти часов вечера.

Студенты-психологи, молодые энтузиасты от науки, воссоздали прежние традиции психфака СПбГУ — межвузовские научные студенческие так называемые школы (по сути дела конференции) среди лесов и озер. Зимняя психологическая школа-2001 (научный руководитель — заместитель декана по учебной работе Ж.А.Балакшина) была посвящена активным методам практической психологии. Молодые ученые из Москвы, Киева, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и Великих Лук обсудили актуальные психологические проблемы — возрастной психологии, лечения и реабилитации наркозависимых, психологии пользователя персонального компьютера и средств электронной коммуникации, психологии спорта и отдельных видов деятельности, этнопсихологии, исторической психологии и ментальности. Обсуждены были даже темы специфики парусного спорта с точки зрения спортивного психолога, работы с агитаторами и пикетчиками в рамках политической выборной кампании, путешествия в сказке: самопознание и внутренние ресурсы, формирования коллективного сознания украинского народа накануне и во время выборов президента, роли психолога в жизни общества (арт-подход). В число актуальных проблем молодых психологов входит отсутствие единого этического кодекса. На университетской базе был создан новый вариант кодекса, над которым работали студенты из семи городов.

— Вкратце это так, — объясняет председатель оргкомитета Степан Медников, — собираются студенты с факультета психологии СПбГУ и из психологических вузов других городов, приезжают на базу отдыха, где они и живут, и работают, и общаются. Это способствует более продуктивной и целенаправленной работе, а также совместным разработкам решения поставленных проблем. Именно поэтому и была поставлена проблема этического кодекса, т.к. он, чтобы быть в дальнейшем не просто утвержденной бумажкой, а действовать, должен быть разработан с учетом пожеланий и мнений психологов России, а не только Москвы и Питера. Кроме того, эта неповторимая атмосфера способствует укреплению дружеских и деловых связей, чему свидетельства — приглашение наших студентов в Москву на конференцию «Ломоносов», в Самару («Психология: грань между целым»), в Нижний Новгород и в Екатеринбург.

Научную ценность мероприятия в полной мере отражают газеты «Псишка» и «Спросонья», которые во время работы Школы выпускал оргкомитет. Например, психологическая теория состязаний описана следующим образом: “История различных состязаний стара как мир, ее начало уходит корнями туда, а конец — сюда. ...Эпоха поздней зари коммунизма приказала долго жить, так и не обеспечив каждого светлым будущим. В неожиданно наступившем мрачном веке капитализма основными личными качествами стали умение пробиться, преподнести себя”. Размышления о сути работы психолога, согласно газете, приводят к следующему выводу: “Если мы познаем себя, познавая других, а чужая душа — потемки, то не видать нам в своей душе света, как собственной ушной раковины”.

Результаты обмена опытом между психологическими школами разных городов сводятся вот к чему:

“Киевляне обозначили кризис психологии, который сейчас у них существует в связи с большим разбросом теории и практики. Существует много организаций, направленных на практическую помощь и поддержку, но единой методологии пока нет и это волнует.

Представители из Нижнего Новогорода нас повеселили поговоркой, которая бытует у них на факультете: “Мы славимся задержкой” — так они говорят про себя.

Город Великие Луки нас порадовал одним, но достойным представителем.

Наши коллеги из далекого Зауралья, из города Екатеринбурга, поделились тем, чем живут и о чем рефлексируют в области психологии.

После москвичи знакомили нас со своими новостями, поисками и тревогами, связанными со сменой начальства на факультете... Психология там давно “поставлена на широкую ногу”.

Практические проблемы психологии обсуждались в рамках круглого стола “За что платит клиент?”, эпиграфом к которому был известный лозунг “Вся власть советам!” Лекция о психологии агитатора и пикетчика рассказывала о методике, “которая предназначена для всех возрастов, начиная с подросткового, то есть геронтология и все тут просто радуется”.

Следующий этап напряженной работы СНО психфака — конкурс “Студент. Психолог. Журналист”, финал которого состоится в апреле.

Елизавета Агамалян