90 лет со дня рождения

 ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Планета «Сандлер»

В августе этого года исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося хормейстера, музыканта и учителя, Григория Моисеевича Сандлера.

В 1949 г. он создал ставший знаменитым Хор универси-тета и поднял исполнительское мастерство любитель-ского коллектива до высокопрофессионального уровня. За 45 лет Хором университета под руководством Г.Сандлера были исполнены сотни труднейших произведений a capella и десятки монументальных сочинений с оркестрами. Будучи прекрасным педагогом — вокалистом, он научил множество молодых людей красиво петь, слушать себя и других, следовать хорошему вкусу, любить искусство, людей и труд.

Заметки хормейстера

Меня, как дирижера-практика, часто спрашивают: в чем секрет успеха того или иного хорового коллектива? Каким образом удается добиться чистоты строя, точного интонирования, ансамбля, четкой дикции? Над этими вопросами размышляет в течение всей своей творческой жизни каждый хормейстер. Живой опыт позволяет найти верный путь для их решения.

Кроме того...

 Перечитывая заново 

Маэстро Первая любовь

Так же, как и сорок четыре года назад, вылезая из пиджака и рискуя вот-вот выпрыгнуть из собственной телесной оболочки, он выскакивает из-за своего дирижерского пульта, чтобы успеть показать каждому, каким должен быть звук. Да-да, показать, слова — пустое. Он поет сам. До сих пор и неподражаемо — «Клевету» из «Севильского цирюльника». Все с той же энергией и львиным темпераментом, той же молниеносностью, тем же юмором. За три часа репетиции — ни одного усталого вздоха или взгляда. Как будто и не было войны, Ленинградского фронта, стрелковой роты и двух ранений. Будто не было этих 44 лет, отданных хору Петербургского университета. Не было этой тяжелой и кропотливой работы, не было триумфального шествия по всей стране, а потом и Европе. А были только два факультета Ленинградской консерватории…

 Хор 

Звезда по имени «Сандлер»

Мне посчастливилось проработать под руководством Григория Моисеевича Сандлера тринадцать прекрасных и волнующих лет. Я не оговорился, сказав "проработать". Именно отношение Григория Моисеевича к нашим репетициям, как к работе, а не к «любительщине» или веселому «убийству времени», привлекло и приковало меня к его хору навсегда.

Хор Сандлера — еще один факультет университета

Не раз Григорий Моисеевич говорил нам, что наш хор — это еще один факультет университета, который делает наше образование действительно университетским.

За что мы любили Григория Моисеевича

Восхищение своим руководителем — не редкость в художественных коллективах. Скорее даже — норма. Это понятно и естественно. И в нашем хоре Ленинградского университета всегда любили и даже обожали Григория Моисеевича. Без исключения все участники хора вспоминают его и поныне с глубокой благодарностью.

Золотой момент моей судьбы

С этого момента маховик моей истории повернулся совсем в другую сторону. Мне открылась в его хоре гармония музыки, какие-то ее высоты, вызывавшие во мне незнакомые мне раньше чувства нежности к близким, желание быть воспитаннее, совершеннее, любовь к своей стране.

Удивительное звучание

Проходит время, все более отдаляя нас от репетиций в уютном полуподвальном помеще-нии во дворе филфака, концертов на самых разнообразных площадках, хоровых вечеринок, центром которых был маэстро Сандлер.

Художник Матисс и маэстро Сандлер

На мой взгляд, это два человека, которых объединяют одни и те же качества — качества гения — это сила и простота.

Хор дал нам жизненные навыки

Григорий Моисеевич был великий мастер находить эти волшебные точки. Какие-то неуловимые нюансы в исполнении давно и хорошо всем знакомого произведения заставляли зрителя плакать или смеяться...

Да, были люди в наше время…

Какое несчётное количество мировых премьер выпало на долю питерского хормейстера за всю его творческую жизнь! Думаю, что пока таким списком немногие смогут похвастать.

Рыцарь хорового belcanto

Он великолепно пел с Хором университета. И как пел!

Сладкие и горькие страницы моей жизни в хоре

...сердце раз и навсегда было отдано этому Голосу, этому Человеку, имя которого Сандлер.

Он дал нам неоценимую школу жизни

Кто-то из мудрых сказал, что способность к творчеству есть, пока в вас есть юность...

Он знает глубокие секреты

Однако он секреты знает, и очень глубокие секреты, как добиться такого звучания. Было бы хорошо, если бы мы получили от Григория Моисеевича хотя бы некоторые упражнения, которыми воспитываются голоса в этом хоре.

Жизнь его — горение...

Быстротечное время на ниве своей, пожирающее, как мгновение, годы и десятилетия, даже оно в изумлении приостановило бег, завороженное видением неуемного пламени — то огонь сердца неугомонного, страждущего, сострадающего — сердца Сандлера.

Хор — незнакомое ощущение общего дела

по определенному его знаку вдруг хор студентов мощно запел — не помню точно, что исполнил. Люди сразу замолкли, всё остановилось, вернее, замерло, все стали слушать затаив дыхание. Вот как действовало на людей искусство Григория Моисеевича…

Маяк, на который равняешься

Каждое посещение концерта хора Сандлера — это просто был праздник, наравне с таким же праздником, как если приезжает Караян или другой крупный мастер.

Начало

Мне кажется, что в те времена символами нашего города были Эрмитаж, Русский музей, Филармония и Университетский хор Сандлера.

Он мог так много еще сделать...

Людей, которые наблюдали или были участниками репетиций Г.М.Сандлера с хором, очаровывало его прекрасное и трепетное отношение к музыке, любовь к сочинениям, которые он разучивал.

Григорий Сандлер — выдающийся представитель ленинградской интеллигенции

Он научил нас любить музыку, хоровое пение, тонко чувствовать ансамбль, привил высокий дожественный вкус к искусству вообще...

Преодолев время

...Слышны были его особенный, единственный в мире, звук, интерпретация, выучка. В этом — свидетельство высшего профессионального мастерства хорового дирижёра.

Изречения Сандлера

Петер, сколько тебе осталось в Союзе жить? Два с половиной года? Пять из них будешь в хоре петь…

 Развитие университетской идеи в России 

От Болоньи до Берлина. Размышления об интеграции России в европейскую зону образования

Уже более трех лет раздается в Европе эхо Болонского соглашения, возвестившего о желании Старого Света объединяться и в области образования тоже. В России же о набравшем ход процессе начали говорить относительно недавно и с активными действиями пока не спешат.

У нас есть преимущество: фундаментальность

Прикладная математика — наука, преодолевающая абстрактность чистой математики и приспосабливающая ее к конкретной деятельности человека, что, собственно, видно из ее названия.

 Мир и мы 

Профессор Пуроби РОЙ: «Я бы выбрала Россию...»

Несмотря на холодную северную погоду, госпожа Пуроби Рой даже в Петербурге ходит в сари, национальной индийской одежде. И чувствует себя в ней удобно и комфортно, как в родной Калькутте. По ее словам, надевать сари просто. Подумаешь, обмотать вокруг себя шесть метров ткани. Великое дело — привычка...

 Конференц-зал 

Под Рериховским флагом

С 9 по 11 октября сего года в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках программы подготовки празднования 300-летия Петербурга прошел второй этап международной научно-практической конференции «Новая Россия на пути к единству человечества».

 «Студенческая правда» 

Осенние фрагменты

В Петергофе есть традиция — каждую осень студенты ходят в... «Шайбу». Иными словами, в Доме науки и культуры («Шайба») 2 ноября состоялась феерия, «скромно» названная организаторами гала-концертом. Для студентов это возможность и показать себя, и посмотреть на других, самореализоваться и потусоваться. Собственно, гала-концерт был заключительным аккордом «Петергофской осени», которая включала в себя почти неделю с песнями под гитару, свечами, бесплатным чаем и обалденной атмосферой.

Напишите письмо в будущее

Десятого октября 2002 года на филологическом факультете СПбГУ в Центре искусств им. Дягилева открылась выставка «С возвращением». Евгений Гриневич представил серию специфических предметов и живопись, выполненную по дереву.

 Дискуссия  

Самостоятельное решение?

Мы открываем дискуссию...



Санкт-Петербургский университет ISSN 1681-1968 / № 13 (3602) / 5 июня 2002 года

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2002
Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков
 

Rambler's Top100